Фрагмент экспозиции музея "История школы"

В музее

 

С 2011-2012 учебного года ОГКОУ школа-интернат № 87 1 вида является стажировочной площадкой по реализации проекта "Социализация детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения I-II видов (для детей с нарушенииями слуха)"./ Распоряжение Министерства образования Ульяновской области № 3459-р от 29.09.2011 г./

 

 

 

Фрагмент экспозиции музея

"История школы


На экскурсии в музее

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 87  I ВИДА"

Роль  музея  «История  школы» в  активизации  учебно-воспитательного  процесса  глухих  учащихся.

         Экономические и политические изменения, произошедшие в последние десятилетия, привели к социальной дифференциации общества и потере духовных ценностей, что снизило воспитательное влияние образования и привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы школы.    

     Значительное  место  в  нравственном  воспитании  личности  учащихся, в  формировании  их  патриотических  чувств,  в  активизации  всего  учебно-воспитательного  процесса  в  Ульяновской  школе - интернате  №  87  1  вида  отводится  музею  «История  школы»,  которому  в  апреле  2005  года  исполнится  четверть  века.   История  его  такова.

     В  1976  году  учительница  истории  Голобородько  Инна  Давыдовна  организовала  краеведческий  кружок,  в  который  вошло  15  ребят - старшеклассников,  с  целью  сбора  материалов  о  первых   субботниках  в Симбирске.  Последующие  занятия  проводились  в  Областном  архиве.   

     Знакомясь  с  материалами  о  субботниках,  ребята  случайно  обнаружили  в  газете  «Пролетарский  путь»  от  4  сентября  1927  года  статью  «Будущее  школы  глухонемых»  за  подписью  Семёна  Солнцева.  В  ней  рассказывалось  о  первых  шагах  школы  глухих  в  Ульяновске,  о  тяге  молодёжи  с  дефектами  слуха  к  учебе,  о  создании  материальной  базы  учреждения.  Кружковцы  заинтересовались  находкой  и  под  руководством  учителя  стали  продолжать  поиск  новых  материалов. Результатом  поиска  явились  новые  статьи  и  заметки  из  газет  за  1926  и  1927  годы.  Из  них  был  оформлен  стенд  под  названием  «Из  истории  школы».

     Но  это  предистория.  Его  организация  начинается  с  5  октября  1978  года,  когда   комитет  комсомола  и  совет  дружины  на   совместном  заседании  постановили  начать  работу  по  организации  музея  истории  школы  на  базе  оформленного  стенда.  Эту  работу  было  поручено  возглавить  учителю  истории  Колесову  Виктору  Михайловичу.

     Открытию  музея  предшествовала  большая  творческая  работа  всего ученического  и педагогического  коллектива. Учителя  и  воспитатели  понимали,  что  при  умелой  организации  музей  может  стать  важным  центром  воспитательной  работы. На  заседании  педагогического  совета  вместе  с  комитетом  комсомола  и  советом  дружины  было  решено  начать  сбор  материалов  для  музея  по  темам:  «История  школы»,  «Ветераны  школы»,  «Ветераны  войны», «Передовики  производства-выпускники  школы».  Наметили  маршруты  сбора  материалов: 1. Государственный  архив  Ульяновской области.  2. Дворец  книги  им. В.И. Ленина. 3.Областное правление общества глухих. 4.Переписка  с  выпускниками  разных  поколений,  проживающими  за  пределами  города. 5. Встречи  с  ветеранами  школы.   6. Встречи  с  ветеранами  войны-сотрудниками  школы.  7. Встречи  с  ветеранами  труда –  выпускниками.    8. Встречи  с  передовиками  производства – выпускниками.

     Старт  взяли  8  следопытских  отрядов,  возглавляемых  педагогами. Ребята  обратились  к  нашим  сотрудникам  с  просьбой  передать  на  хранение  в  будущий  музей  материалы  по  истории  школы.  Вскоре  стали  поступать  экспонаты:  воспоминания  фотографии,  ученические  дневники,  тетради,  учебники,  табели  успеваемости,  поделки  ребят,  ордена,  медали,  награды.  Эти  документы  составили  экспозицию  раздела  «История  школы».  Большинство  фотодокументов  представляли  собой  загадку. Необходимо  было  выяснить  время, обстоятельства  появления  каждого  снимка,  кто  и  что  изображено  на  нём.  Эту  трудоёмкую  работу  выполнял  отдел  учёта  и  хранения  экспонатов  будущего  музея.  Встречаясь  с  ветеранами,  ребята,  таким  образом,  расшифровали  более  пятисот  фотографий  и  огромное  количество  других  материалов.

     Собирая  экспонаты  для  раздела  «Ими  гордится  школа»  (о  выпускниках),  ребята  убедились,  что  каждый  третий  выпускник – ударник  труда,  многие  награждены  орденами  и  медалями,  занесены  в  книги  почёта  предприятий,  другие  закончили  средне-специальные  учебные  заведения  или,  что  бывает  исключением  среди  глухих,  получили  высшее  образование  и  добились  больших  успехов  в  жизни. Несколько  стендов  заполнили  материалы  о  ветеранах  школы,  людях,  посвятивших  всю  свою  жизнь  обучению  и  воспитанию  глухих  детей. Специальный  стенд  посвящён  ветеранам  Великой  Отечественной  войны.  Здесь  же  разместились  документы  о  подпольной  деятельности в  30-х  годах  в  Западной  Украине  бывшей  воспитательницы  школы  Степовой  Марины  Петровны.

     Поисковая  работа  увлекла, захватила  не  только  ребят,  педагогов,  но  и  выпускников,  родителей.  В  ходе  поиска  было  найдено  немало  ценных  экспонатов,  которые  были  взяты  на  учёт  Областным  краеведческим  музеем.

     В  ходе  подготовки  к  открытию  на  общешкольном  собрании  был  избран  Совет  музея,  первым  его  директором  стала  ученица  11  класса  Халимова  Рая.  В  Совет  вошли  не  только  ученики,  но  и  педагоги. При  Совете  были  созданы  секторы  хранения  и  учёта,  переписки,  поиска,  оформления,  лекторов,  экскурсоводов.

     И  вот  наступил  долгожданный  день - день   открытияе  музея.  На праздник  были  приглашены  ветераны  школы  лучшие  выпускники,  общественность  города.  Это  произошло  11  апреля  1980  года. Благодаря  большой  поисковой  работе  стала  отчётливо  вырисовываться  история  единственного  в  своём  роде   в  области   учебного  заведения.  В  настоящее  время  она   нам  видится  следующим  образом.

            В   20-е  годы  в  Симбирской  губернии  насчитывалось  более  пяти  тысяч  глухих,  которые  нигде  не  обучались  и  поэтому  им, неграмотным,  было  трудно  найти  работу.  В   это  время  во  всех  крупных  городах  стали  создаваться  специальные  школы  для  глухонемых. Их  целью  было-превратить  глухого  из  инвалида  в  полезного  человека  и  нужного  работника.  Общественность  Ульяновска   неоднократно  ставила  вопрос  о  создании  школы  для  глухих  детей.  И  вот,  в  сентябре  1926  года  такую  школу  на  общественных  началах организует  в  городе  педагог-энтузиаст  Иван  Акимович  Тихонов. 

       Он  родился  в  1894  году  в  крестьянской  семье.  Закончив  Бестужевские  курсы  учителей,  работал  народным  учителем  в  селе  Бестужевка,  а  потом - более  15  лет – в  селе  Чертановка,  Сенгилеевского  уезда.  Здесь  его  застала  Октябрьская  революция.   Будучи  человеком  своего  времени,  он  один  из  первых  с  лозунгами «Долой  царя!», «Да  здравствует  коммуна!»  вывел  учеников  школы  на  митинг. Была  отобрана  земля  у помещика.  Местное  кулачество  затаило  жестокую  злобу.  В одну  из  ночей  кулаки  схватили   Ивана  Акимовича  и  увезли  на  Волгу  топить  в  проруби. Однако  это  злодейство  не  было  совершено.  Революционный  отряд  красноармейцев,  посланный  из  Симбирска,  освободил  Тихонова.  Из  Чертановки   он  переезжает  в Симбирск,  где  и  организует  школу для глухонемых. 5  июля  1926  года  в  газете  «Пролетарский  путь»  сообщалось:  «В  августе  в  Ульяновске  организуется  школа  для  ликвидации  неграмотности  среди  глухонемых  переростков  (старше  одиннадцати  лет)  и  взрослых.  Заявления  от  желающих  учиться  принимаются  в  Губполитпросвете». После  этого  сообщения  стали  поступать  заявления,  которых  поступило  в  Губполитпросвет  более  50-ти.  Однако  организуемая  школа  не  могла  принять  такое  количество  людей.  Было  принято  только 18 человек.  У  школы  не  было  своего  помещения,  не было  и  преподавателей. Занятия  вёл  один  Иван  Акимович   в  кабинете  математики  Третьей  советской  школы  второй  ступени  (в  настоящее  время  здесь  располагается  старое  здание  Педуниверситета).  Уроки  проводились  в  вечернее  время.  Это  осложняло  учебный  процесс  глухих.  В  газете  «Пролетарский  путь»  от  5  октября  1926 года  была  помещена  статья  «Не  говорят,  но  будут  говорить».  В  ней  рассказывалось  о  том,  как  Тихонов  обучает  глухих.  Когда  корреспондент  пришёл  в  класс, Иван  Акимович  ставил  девочке  звук  «н».  Было  уже  темно. Тусклая  электрическая  лампочка  плохо  освещала  класс,  и  Тихонов   решил   отложить  эту  работу  до  завтрашнего  дня,  так  как  при  таком  освещении  не  было  видно  положение  языка.  Не  имелось  в  классе  и  зеркала,  необходимого  для  обучения  произношению,  наглядных  пособий,  учебников.  Многие  ребята  приходили  на  занятия  издалека.  Так,  например,  в  той  же  заметке  говорится,  что  «один  из учащихся- двадцатилетний  парень – ежедневно  ходит  в  школу  из  села  Винновка». Статья  заканчивается  словами:  «учебным  и  просветительским  организациям  нужно  уделить  этому  начинанию  большое  внимание.  Школа нуждается  во  многом  и  в  первую  очередь  в  дневном  помещении  и  необходимых  пособиях». Весной  1927  года  Тихонов  едет  в  Москву,  чтобы  познакомиться  с  методикой  и  литературой  по  обучению  глухих.  По  возвращении,  в  июле  1927  года,  он  обращается  в  Президиум  Ульяновского  губисполкома  с  докладной  запиской,  в  которой  просит  «принять  срочные  меры  к  урегулированию  вопроса  о  существовании  школы  на  будущий  год»,  ставит  вопрос  о  выделении  для  школы  дневного  постоянного  помещения,  об  оборудовании  классных  комнат.  При  этом  он  указывает, что  в  каждом  классе  должно  быть  зеркало  и  умывальник.  Тихонов  требует,  чтобы  для  учащихся  было  выделено  помещение  для  интерната  на  20  человек  и  чтобы  были  оборудованы  мастерские – слесарная  и  швейная.  Он  просит  отпустить  на  организацию  и  содержание  школы  15  тысяч  908  рублей.

     29  сентября  1927  года  ульяновская  общественность  прочитала  в  местной  печати  о  постановке  содержания  школы  глухонемых  на  государственный  бюджет. Этот  день  и  стал  днём  рождения  учебного  заведения.  Школа  получила  помещение  в доме  Забориных  (ныне  здание  Политехнического  университета).  На  1  этаже  разместились  классы,  спальные комнаты,  столовая,  слесарная  и  сапожная  мастерские. С 1928-29  учебного  года  она  начинает  своё  функционирование  в  здании  на  улице  Советской,  где  сейчас  находится  один  из  корпусов  училища  культуры,  а  с  1932  по  1941  годы  занимает  Дом  Языковых.

      Время  30-х  годов  было  трудное:  не  хватало  тетрадей,  учебников  для  специальных  школ  глухих.  В  музее  сохранилась  фотография,  на  которой  воспитатель  Усольцев  Сергей  Фёдорович,  в  последующем -  кавалер  Ордена  Ленина,-  проводит  занятие  самоподготовки.  Перед  учениками  на  столах-  рукописные  учебники,-  один  на  двоих.  После  уроков  ребята  много  работали:  носили  воду,  топили  печки,  мыли  полы,  работали  на  пришкольном  участке,  заготавливали  дрова,  ухаживали  за  домашними  животными.  Ведь  скот  для  мяса  они  выращивали  сами,  косили  для  него  траву,  которую возили  на  лошадях,  сушили  сено.  В  доме,  в  котором  с  1971  по  1975  годы  жила  семья  Ульяновых  (ныне  входит  в  Мемориальный  комплекс),  в  30-е –40-е  годы  размещался  детский  дом  №13  для  глухих  дошкольников,  который  пополнял  контингент  школы  глухих.

     В  1941  году  в  связи  с  началом  Великой  Отечественной  войны  школа -интернат  была  временно  закрыта,  а  18  августа  1943  года  снова  открылась  и  получила  официальное  наименование  Ульяновской  областной школы-интерната  для  глухонемых  детей,  так  как  в  1943  году  была  образована  Ульяновская  область  с  центром  в  городе  Ульяновске. Таким  образом,  наша  школа  получила  своё  второе  рождение  вместе с  рождением  области.  До  1964  года  она  размещалась  в  здании,  на  месте  которого  в  настоящее  время  стоит  новый  корпус  Педуниверситета.

     Жизнь  ребят  была  интересной  и  разнообразной. Летом  они  отдыхали  и  работали  на  даче,  зимой  занимались  в  различных  кружках  и  секциях.

     1964-1965  учебный  год  учащиеся  школы-интерната  начали  в  новом  здании  на  улице  с  поэтическим  названием  Хрустальная.  В  настоящее   время,  благодаря  труду  ребят,  школа  вся  утопает  в  зелени.

   Большая  работа  проводится  в  школе  по  физическому   воспитанию. На различных  соревнованиях  наши  ребята  занимают  призовые  места. Так,  в  1959  году  на  Всероссийском  слёте  глухих  школьников  в  Ульяновске,    Афанасьева  Клава  в  легкоатлетической  эстафете  заняла  2-е  место,  а  Варакина  Фая  была чемпионкой  СССР  по  толканию  ядра.  Успешно  она  выступала  на  чемпионате  мира  среди  глухих  в  США.  Неоднократным  чемпионом  мира  среди  глухих  в  70-е -80-е  годы  по  лёгкой  атлетике  был  Чекин  Василий, а  в 90-е  годы  двухкратной  чемпионкой  мира  по  настольному  теннису  была  наша  воспитанница  Шагиева  Елена.  В 1979  году  на  Всероссийской  спартакиаде  учащихся  школ  глухих  и  слабослышащих  наша  команда  заняла  общее  2-е  место,  а  Петров  Валера  стал  лучшим  в  России  по  бегу  на  400  и  800  метров,  Егоров  Витя  получил  2-е  место  в  беге  на  дистанцию  1500  метров.  Такие  примеры  можно  продолжать  и  продолжать. Воспитанникам  школы-интерната  есть  с кого  брать  положительные  примеры,  есть  на  кого  равняться,  кем  гордиться.    

          В  истории  школы  много  и  других  знаменательных  страниц.

     С  10  по  15  июня  1970  года    школа-интернат  гостеприимно  открыла  свои  двери  для   более,  чем  400  участников  третьего  Всесоюзного  слета   глухих  школьников,  который  проходил  в  городе  Ульяновске.  На  слёте были  представлены  все  союзные  и  автономные  республики,  края  и  области  СССР.  Программа  форума  была  очень  насыщенной  и  интересной. И  здесь  наши  воспитанники  «не  ударили  в  грязь  лицом».  Лучшими  были  признаны  наши  чтецы  и  художественная  самодеятельность. Делегации оставили  школе  много  различных  подарков,  в  числе  которых  были национальные  костюмы,  картины,  альбомы,  книги,  поделки,  сувениры.

     Всё  это  позже  разместилось  в  школьном  музее.

            Вместе  с  ребятами  историю  вершат  их  наставники-педагоги:  35  учителей  и  воспитателей,  которые  постоянно  повышают  свою  квалификацию,  всегда  находятся  в  творческом  поиске.  Поэтому  школа  является стартовой  площадкой  новых  начинаний,  поисков.  Она  систематически   участвует в экспериментальной работе  Института  коррекционной педагогики  Российской  Академии  образования,  проводит  на  своей  базе  Всероссийские  и  региональные  курсы  повышения  квалификации сурдопедагогов, семинары,  научно-практические  конференции.

  Так,  в  1987  году  на  базе  школы-интерната  прошли  Всероссийские  курсы  учителей русского  языка  и  литературы,  которые  организовало  отделение  сурдопедагогики  дефектологического  факультета   Ленинградского  пединститута  имени  А.И.Герцена  и  Ульяновский  ИУУ.

    В  1991  году  с  Институтом  Коррекционной  педагогики  был  заключён  договор  по  ведению  эксперимента  по  сокращённым  срокам  обучения

глухих  детей,  который  продолжался  до  конца  90-х  годов.

     В  1996  году  под  руководством  доктора  педагогических  наук,  профессора,  зав.  лабораторией  обучения  и  воспитания  детей  с  нарушениями слуха  ИКП  РАО  Зыковой  Т.С.  в  школе  прошла  региональная  научно-практическая  конференция  по  теме  «Поиск  путей  повышения  эффективности  учебно-воспитательного  процесса  в  условиях  эксперимента  по  сокращённым  срокам  обучения  глухих  детей»,  в  которой  участвовали  делегаты  из  10  регионов  России,  а  в  следующем,  1997  году  состоялись курсы  повышения  квалификации   с привлечением  ведущих  учёных-сурдопедагогов  из  г.  Москвы.  В  них  участвовали  учителя  школ  глухих  и  из  других  регионов.

           В  последнее  десятилетие  в  сурдопедагогике  получают  развитие  новые  идеи  и  технологии,  которые  широко  внедряются  в  деятельность  школы-интерната. С 1999 года по предложению руководства ИКП РАО педколлектив принимает участие в новом обучающем эксперименте поискового характера, а в 2000 году ОУ принято в областную программу ПИЭР по теме «Интегрированный подход к обучению глухих учащихся младшего школьного возраста». Ученики, занимающиеся по новой программе, стабильно улучшают свое владение  разговорной речью, становятся более уверенными, общительными, настойчивыми в добывании знании, быстрее адаптируются в окружающем мире.Опыт распространен в 40 ОУ области и России посредством многочисленных семинаров, заседаний методических объединений, конференций, на I Всероссийских педчтениях в Москве.Материалы исследования в 2005 году были отправлены в ИКП РАО и приняли участие в Всероссийском конкурсе методических разработок, посвященном 75-летию издательства «Просвещение», где заняли I место в номинации «Урок Просвещения».

     В  2003-2004  учебном  году  по  рекомендации  ИКП  РАО  школа  заключила  договор  с  издательством  «Просвещение»  на апробацию  учебника  по развитию  речи  для  3  класса  специальных  (коррекционных)  образовательльных  учреждений  1 вида. 

     Внедрение  современных  педагогических  технологий  в  практику  работы  школы  положительно  влияет  не  только  на  качество  обучения,  воспитания,  социальную  адаптацию  глухих  школьников,  но  и  позволяет  учителям  и  воспитателям  быть  в  авангарде  передовой  научной   мысли.

     Тесные  связи  школы  установлены  с  американскими  сурдопедагогами,  сурдологами,  аудиологами  из  американского  города  Оклахомасити.  Они    приезжали  к  нам  в  1994, 1995  и  1996  годах  с  целью  слухопротезирования  учеников  и  помогли  в  оснащении  слухового  кабинета  аудиометрической  аппаратурой.

   С  1994  года  в  школе-интернате  проводится  деловая  игра  «Бизнесмен», которая  помогает  педколлективу  социально ориентировать  воспитанников, готовить  их  к  семейным,  трудовым,  общественным  отношениям,  помогает  войти  в  мир  слышащих.

    В школе-интернате – 2 компьютерных класса. В одном из них организована предпрофильная подготовка обучающихся по программе «Рисование на компьютере с использованием графического редактора «Art-Raqe» и графического планшета «Wacom», которая предполагает эстетическое воспитание учащихся; формирование художественного вкуса; развитие творческого воображения, мышления, памяти, внимания, сообразительности, смекалки, творчества учеников средствами графических изображений; приобретение умений и навыков, необходимых для овладения компьютерной графикой, рисунком; всемерное содействие компенсаторному психическому развитию глухих детей.       

Занятия во 2-ом компьютерном классе проходят по программе «Пользователь компьютером» для учащихся 1-11 классов. Дети свободно набирают текст, составляют таблицы, графики, пользуются Интернетом. Получив возможность решать новые задачи, ранее недоступные ученикам, они растут с своих глазах, повышается их самооценка, что облегчает занятие соответствующего места в обществе.        

Стажировочная площадка, организованная на базе ОГОУ СКО школы-интерната № 87 1 вида в рамках ФРЦПРО 2011-2015 года по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» по теме «Социализация детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) учреждения I, II видов (для детей с нарушениями слуха)» станет новым этапом в совершенствовании обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и обеспечит их  успешную социализацию.

Участниками направления, кроме стажировочной площадки ОГОУ СКО школы-интерната № 87 1 вида, являются  базовые площадки:  ОГБОУ ДПО УИПК ПРО,  ОГОУ СКОШИ II вида, ОГОУ СКОШИ III-IV вида,  ОГОУ СКО VI вида №1, ОГБОУ ОЦДК «Развитие», МОУ ПМПС центр «Росток».       

Цель стажировочной площадки – организация и методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений по распространению современных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с нарушениями слуха.

     Задачи:

  • создать современную инфраструктуру образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха;
  • обновить содержание и технологии обучения детей с нарушениями слуха;
  • совершенствовать работу с педагогическими кадрами;
  • организовать тьюторское сопровождение индивидуальных практик стажеров;
  • предоставить дополнительные социально-педагогические, консалтинговые услуги для детей, имеющих патологию слуха.

     Для функционирования стажировочной площадки разработаны нормативно-правовые документы регионального уровня:

-распоряжение Министерства образования Ульяновской  области «Об организации деятельности  стажировочной площадки по реализации проекта «Социализация детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 1-2 видов (для детей с нарушениями слуха)» от 29.09.2011 № 3459-р,

-областная целевая программа «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области в 2010-2015 годах» (постановление Правительства Ульяновской области от 06.04.2011 № 13/143-П),

-          положение о стажировочной площадке по реализации проекта «Социализация детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 1-2 видов (для детей с нарушениями слуха)»,

-          -положение о порядке финансирования формирования и функционирования стажировочной площадки по реализации проекта,

-          -утверждены совет, штатное расписание стажировочной  площадки,

-          -разработаны и утверждены должностные инструкции руководителей и тьютеров стажировочной площадки,

- утвержден план-график выполнения работ на стажировочной площадке в 2011  году,

-          утвержден список базовых площадок стажировочной площадки по реализации проекта «Социализация детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 1-2 видов (для детей с нарушениями слуха)».

     В целях успешного функционирования стажировочной площадки:

-          Заключены договора о сотрудничестве с базовыми учреждениями и составлены планы совместной деятельности;

-          Разработаны программы курсов повышения квалификации для педагогов, реализующих модель успешной социализации глухих и слабослышащих детей;

-Организована деятельность постоянного консультативного пункта для педагогов, работающих с детьми , имеющих потерю слуха;

-          Создан банк данных по детям с нарушениями слуха, проживающих на территории Ульяновой области и банк данных кадрового состава педагогов;

-          -Систематизирована работа ассоциации специалистов и педагогов образовательных учреждений Ульяновской области;

-          Организовано участие специалистов в работе установочных семинаров в гг. Сочи, Чебоксары, Москва;

-          Пройдены курсы повышения квалификации тьюторов в гг. Москва, Чебоксары, МИД Израиля.

-          На базе стажировочной площадки проведены краткосрочные семинары с 24.11.2011г. по 28.11.2011г. из расчёта 40 академических часов для специалистов органов управления образованием, руководителей ОУ, педагогических работников, специалистов образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических комиссий – логопедов, психологов, социальных педагогов, дефектологов, обеспечивающих распространение организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Ожидаемый результат деятельности стажировочной площадки:

- Создание оптимальных условий в получении доступного качественного уровня образования, успешной социализации глухих и слабослышащих детей.

- Трансляция моделей передового педагогического опыта социализации детей с нарушениями слуха.

-  Проведение мероприятий по повышению профессиональной компетенции

педагогов, работающих с детьми с потерей слуха.

     Стажировочная площадка работает по разработанному плану.

     Большие возможности для социализации и интеграции со слышащими сверстниками заложены во внеклассной деятельности школы-интерната: занятия в спортивных секциях, художественно-эстетических, технических, краеведческих кружках и клубах по интересам. Итоги клубной работы подводятся во время соревнований, турниров, выставок, концертов, фестивалей на районном, городском, областном, федеральном уровне, что позволяет формировать в обществе толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризировать идеи их социальной интеграции.

     В ОУ работает 5 кружков:  музейно-краеведческий, «Макраме», танцевальный, «Пантомима», «В  мире  прекрасного» В кружках занимается 152%  воспитанников.

     Стало  доброй  традицией  - участие  наших  воспитанников  в  школьных, районных,  городских,  областных  и  российских  смотрах  детского  творчества.  Так,  регулярно  детские  работы  отправляются  в  г. Москву,  где  Всероссийский  Орден  милосердия  проводит  выставки  прикладного  художественного  творчества  детей-инвалидов.  Наши  ребята  занимают  призовые места, а  в  1999  году  приглашались  на  Кремлёвскую  ёлку.      

     Участие  в  смотрах,  конкурсах,  фестивалях  отмечается грамотами, дипломами, ценными подарками Министерства образования, Администрации  Ульяновской  области, туристическими  поездками  в  гг.  Москва,  С.-Петербург,  Волгоград, Одесса.  В  2006 году  школьный  танцевальный  ансамбль  «Хрусталики»  становится  лауреатом  районного  фестиваля  прикладного  художественного  творчества  инвалидов  «Я  радость  нахожу  в  друзьях».  В  2007 г.  танцевальная  группа  приняла  участие  в  зональном  конкурсе  концертных  программ  в  г.  Ижевске,  проводимом  Всероссийским  обществом  глухих.  Участники  ансамбля  были  награждены  дипломами первой степени.   

     В декабре  2010 г. в декаду инвалидов были  награждены сертификатами номинантов международной премии «Филантроп» Ткаченко Елена, Шамшалиева Рамиля, Шашкина Мария. Награды были торжественно вручены губернатором Ульяновской области С.И. Морозовым.

     Кстати,  работы  Шамшалиевой  Рамили на Всероссийском уровне побеждают не в первый раз. В 2005 году за картину «Анна  Каренина», экспонировавшуюся  в  Москве  на  выставке  «Радуга  звуков», Рамиля получила  Диплом  первой  степени.            

     В ноябре-декабре 2010 года воспитанники школы-интерната участвовали в зональном культурно-благотворительном фестивале творчества инвалидов «Во имя жизни» в городе Алатыре, где  дипломы участников получило 8 наших ребят,  а  дипломы победителей были вручены  Форат Марии - за 1 место, Тимощук Вере - за 2-е место, Юсупову Ильфату. – за 3 место.

      Глухие  ребята  любят  спорт,  они  поддерживают  школьный  стадион  и  спортивные  площадки  в  хорошем  состоянии.  Ежегодно  футбольная  команда  выезжает на дружеские  встречи  в Цивильскую  школу-интернат  для  глухих  детей,  которая  делает  ответные  визиты  в  нашу  школу.  В  выходные дни футболисты  и  хоккеисты  организуют  встречи  с глухими  рабочими  и учениками  массовых  школ,  проживающими  в  микрорайоне. Школьный  стадион  является  ареной  проведения  районных  зимних  олимпийских игр. Спортсмены ОУ принимают активное участие в  соревнованиях,  проводимых  факультетом  физической  культуры  и  реабилитации  УлГУ.

    Работают  спортивные  кружки  и  секции:  футбол-хоккей,  настольный теннис, бадминтон, шахматы,  плавание;  греко-римская  борьба. Занятость воспитанников в спортивных секциях –100%.

      Школа-интернат гордится своими спортивными достижениями.

      В последнее время хорошую репутацию  ОУ создаёт секция греко-римской борьбы. С 2005 по 2010 годы на различных Всероссийских  спортивных соревнованиях глухих и слабослышащих наши борцы заняли  9 - первых,  19- вторых, 14 –третьих мест.

     Выпускники  школы-интерната  продолжают  обучение  в  средних  специальных учебных заведениях:  Ульяновский  фармколледж,  Димитровградское  ПТУ,  Ульяновская  школа  мастеров,  Пензенский  зубопротезный  колледж,  Тульское  ПТУ,  Челябинское  ПТУ,  Санкт- Петербургский  восстановительный  центр  и  т.д.  Часть выпускников  устраивается  на  промышленные  предприятия  города  и  области.      

Стройная, продуманная система внеклассных мероприятий решает проблему подготовки воспитанников к жизни и труду, способствует личностному развитию, сохранению допустимого уровня здоровья, занятости детей и профилактики правонарушений.

     Вот  так  представляются  нам  основные  вехи  истории  школы,  бережно     хранящиеся  в  фондах  школьного  музея.

     Школа - второй  дом  для  глухих  детей.  В  ней,  с  небольшими  перерывами,  они  проводят  11  лет.  Педагоги  воспитывают  у  них  любовь  к образовательному  учреждению,  которое  обучает,  воспитывает,  помогает  найти  своё  место  в  жизни. 

     Ведущая  роль  в  патриотическом  воспитании  глухих  учащихся  на  лучших  традициях  истории  школы  отводится  музею.

     Юными  экскурсоводами  подготовлены  и  проводятся  для  учеников,  выпускников  и  гостей  4  тематических  экскурсии:  Обзорная,  «История  школы»,  «Ветераны  школы»,  «Ими  гордится  школа». 

     Здесь  под  руководством  учителей  русского  языка  и  литературы  большую  работу  ведут  юные  лекторы,  которые  готовят   углублённые  беседы  по  отдельным  этапам  истории  учреждения,  на  актуальные  темы  по  датам  красного  календаря,  а  затем  расходятся  по  классам  и  делятся  своими  знаниями  со  своими  товарищами.

     В  музее  проводятся  встречи  с  интересными  людьми,  ветеранами,  выпускниками  и  другие  внеклассные  мероприятия.

     Материалы  музея  в  разнообразных  формах  используются  учителями  и  воспитателями  на  уроках  и  внеклассных  занятиях:  демонстрация  музейного  экспоната  непосредственно  в  классе;  урок-экскурсия  в  музей;  обобщающие  уроки  в  музее;  рекомендации  учащимся  в  порядке  домашнего  задания  подробнее  ознакомиться  с  тем  или  иным  разделом,  материалом музея;  выполнение  по  материалам  музея  ряда  творческих  письменных  работ;  задания  для  углублённой  самостоятельной  работы  с  фондами  музея  в  связи  с  обобщением  на  уроках  и  т.д.  В  определённой  мере  отлажены  такие  формы  работы  над  материалом  по  истории  школы,  как включение  его  учителями  и  воспитателями  в  слуховые  минутки  и  фонетические  зарядки  и  связь  с  ним  изучаемой  темы  урока. Особенно  благотворно  влияет  музей  на  тех  учащихся,  которые  непосредственно  работают  в  нём  экскурсоводами  и  лекторами, ведут поисковую  работу  или  занимаются  учётом  и  хранением  фондов.  У  них  развивается  активность,  организаторские  способности,  расширяется  кругозор. Они  больше  читают,  а  ответы  на  уроках  становятся  всё  более  глубокими  и  содержательными,  речь   грамотной,  внятной  и  эмоциональной.  Всё это  сказывается  на  качестве  и  объёме  знаний  учеников.

     Работа  в  музее  способствует  развитию  у  детей  полезных  нравственных  качеств:  личной  ответственности  за  общее  дело  и  свой  вклад  в  него,  преданности  делу  коллектива,  принципиальности  во  взаимоотношениях  с  товарищами,  взаимной  требовательности  и  инициативы.  Всё  это

способствует  развитию  и  совершенствованию  ученического  самоуправления,  воспитанию  активной  жизненной  позиции, а   в  конечном  счёте,  готовит  глухих  детей  к  интеграции  в  общество  слышащих.

     Вопреки  сложившемуся  мнению  о  том,  что  в  специальной  школе,  в  силу  особого  контингента  детей,  представляется  маловероятным  создание  музея  и  организация  его  функционирования,  практика  коллектива

Ульяновской  школы-интерната  №  87  1  вида  убедительно  опровергает

эти  сомнения  и  свидетельствует  о  возможности  ведения  такой  работы.

     Если  учесть,  что  наличие  какого-либо  музея  в  школах  глухих  детей  страны – редкость,  а  в  Ульяновской  области  он  -  единственный  среди специальных  школ,  то  можно  говорить  о  нашем  музее  как  о  явлении  довольно  значительном.

     Музей  помогает  нам  активно  учить  и  воспитывать  школьников,  растить  из  них  патриотов,  любящих  свою  Родину,  свой  край,  свою  школу.

     В  своё  время  А.В. Луначарский  говорил,  что  прежде,  чем  стать  гражданином  страны,  надо  стать  гражданином  школы.  Это  хорошо  понимают в  Ульяновской  школе-интернате  №  87  1  вида.

                      Зам.  директора  по  УВР   Колесов  В.М.