С 2011-2012 учебного года ОГКОУ школа-интернат № 87 1 вида является стажировочной площадкой по реализации проекта "Социализация детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения I-II видов (для детей с нарушенииями слуха)"./ Распоряжение Министерства образования Ульяновской области № 3459-р от 29.09.2011 г./

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 87  I ВИДА"

Социализация  детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

     На современном этапе развития страны школы для детей с недостатками слуха подвергаются резкой критике родителями и общественностью. Ими справедливо отмечается оторванность выпускников от окружающей жизни; их неумение самостоятельно входить в контакт со слышащими; трудности адаптации глухих в обществе после окончания школы; сложности с трудоустройством. Жесточайшие условия рынка безжалостно ударили по инвалидам по слуху, одной из самых социально незащищенных категорий населения: им всё труднее найти работу.       
    Крайне актуальна проблема сближения детей с недостатками слуха с их говорящими сверстниками. Глухие воспитанники имеют дефицит общения со слышащими, круг их контактов с окружающими очень ограничен. Это приводит к недостаткам социального и эмоционального развития неслышащих детей. Они часто уклоняются от общения со слышащими, боясь быть непонятыми; не всегда слышащие дети проявляют гуманное отношение к глухим; взрослые – сторонятся.
     Важнейшей задачей школы-интерната является создание для ребёнка, имеющего нарушение слуха, условий для его социальной адаптации в обществе, умение организовывать совместную деятельность со слышащими сверстниками. Помогая глухим детям адаптироваться в социальной среде, педагоги наряду с привитием навыков самостоятельности воспитывают у них инициативу в установлении контактов со слышащими. Это благотворно влияет на решение выпускниками школы-интерната как бытовых, так и производственных проблем и является одним из результатов гуманизации и социализации процесса обучения и воспитания.   
     Система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в школе-интернате № 87 1 вида обеспечивает оптимальный уровень образования каждому ученику, готовит выпускников к жизни в быстро меняющемся современном обществе, обеспечивает самостоятельность в проявлении жизненной компетенции, т. е. овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в повседневной жизни.
     В школе-интернате созданы материально-технические условия для осуществления образовательного процесса (оборудованные помещения, наличие учебных площадей и компьютерной техники). Однако без профессиональной компетентности педагогов невозможны  качественное образование и успешная социализация. В нашем учреждении отмечается высокий уровень квалификации педагогических и руководящих работников. Весь административный аппарат имеет высшее дефектологическое (сурдопедагогическое) образование. Образовательный процесс реализуют 36 педагогических работников, из которых с высшим образованием 71%, со среднеспециальным образованием – 29%; с дефектологическим- 47%, 1 Заслуженный  учитель  России,  9  отличников  просвещения,  по одному педагогу  являются героями энциклопедий «Одарённые дети будущее России»  и «Кто есть Кто в России». Есть победители региональных и Всероссийских конкурсов педагогического мастерства.    
    Педагогический  коллектив  постоянно  повышает  свою  квалификацию.  Если перевернуть страницы истории, то можно отметить, что в  1987 г. на базе нашего образовательного учреждения проводились курсы учителей русского языка школ глухих  с привлечением ведущих сурдопедагогов России: Никитиной, Вишневской, Назаровой, а в  1997   году мы слушали лекции  Зыковой, Кузьмичёвой, Розановой, Яхниной на зональных курсах сурдопедагогов также проходивших на базе нашей школы.
    Как известно,  за  последние  десятилетия  в  сурдопедагогике  получают  развитие  новые  идеи  и  технологии,  которые  широко  внедряются  в  деятельность  образовательного  учреждения.  В  1991 г.  мы  заключили   договор  с  Институтом  коррекционной  педагогики  РАО о  сотрудничестве,  став  опорной  школой  в  Поволжье.
     В  1991-1998 гг. школа  принимает  участие  в  эксперименте  по сокращённым  срокам  обучения  глухих  детей  на  основе  интенсификации учебно-воспитательного  процесса. 
     Опыт  обобщён  на  межрегиональной  научно-практической  конференции  на  базе  нашей  школы-интерната  в  1996  году.
   С 1999 года под руководством Института коррекционной педагогики Российской Академии образования (ИКП РАО) в данном образовательном учреждении апробирован и успешно реализуется интегрированный подход к обучению глухих учащихся младшего школьного возраста с сохранным интеллектом.
   В связи с усугублением дефекта у поступающих детей в образовательное учреждение обозначается проблема оказания квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи воспитанникам со сложной структурой дефекта. В настоящее время с одобрения руководства ИКП РАО педагогический коллектив школы-интерната занимается темой «Интегрированный подход к обучению глухих учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития». Разработка программно-методического обеспечения по обучению глухих учащихся с задержкой психического развития является логическим продолжением деятельности школы-интерната по модернизации образования.
   Завтра об интегрированном подходе более подробно расскажет руководитель стажировочной площадки, зам. директора школы-интерната по УВР Колесова И.В.
     В социализации детей с нарушениями слуха большое внимание уделяется профориентационной работе, подготавливающей воспитанников к выбору доступных видов труда, осознанию своих возможностей и профессиональному самоопределению.
     В профориентации учеников  педагоги школы используют различные формы работы: анкетирование, беседы, экскурсии, внеклассное чтение, просмотр кинофильмов, встречи с выпускниками, встречи с представителями различных профессий, оформление уголков, альбомов, стендов, сюжетно-ролевые, деловые, дидактические игры. Для предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья конкурентно способных профессий.
 Ульяновская область в 2007 году выиграла проект «Внедрение новых моделей допрофессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья» Федеральной целевой программы развитие образования на 2006-2010 годы.    
     Глухие дети получили возможность приобрести допрофессиональные знания и умения по профессиям пользователь компьютера и графического дизайна. В рамках школы-интерната дети осваивают профессии столяра и швеи.
     Кроме того девочки средних и старших классов посещают занятия в учебно производственном комбинате по дизайну женской одежды.
     Для успешной социализации в школе-интернате детям обеспечено обучение по востребованным на современном рынке труда профессиям, связанным с применением компьютерных технологий. Персональный компьютер – незаменимый и неисчерпаемый собеседник для неслышащего человека. Он не требует от пользователя устного общения, которое так трудно даётся глухому; укажет на ошибки в письменной речи, поможет в получении необходимой информации, расширит кругозор и обогатит внутренний мир пользователя.                    
В школе организована предпрофильная подготовка по программе «Рисование на компьютере с использованием графического редактора «Art-Raqe» и графического планшета «Wacom», которая предполагает эстетическое воспитание учащихся; формирование художественного вкуса; развитие творческого воображения, мышления, памяти, внимания, сообразительности, смекалки, творчества учеников средствами графических изображений; приобретение умений и навыков, необходимых для овладения компьютерной графикой, рисунком; всемерное содействие компенсаторному психическому развитию глухих детей.     
Занятия во 2-ом компьютерном классе проходят по программе «Пользователь компьютером» для учащихся 1-11 классов (1 час в неделю). Дети свободно набирают текст, составляют таблицы, графики, пользуются Интернетом.
    Курсы предпрофильного обучения способствуют развитию познавательной активности учащихся; творческого и оперативного мышления; повышению интереса к информатике, рисованию, изобразительному искусству, а самое главное, - профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук, что очень важно для учащихся, имеющих нарушения слуха. Получив возможность решать новые задачи, ранее недоступные им, они растут с своих глазах, повышается их самооценка, что облегчает занятие соответствующего места в обществе.   
    Большие возможности для социализации и интеграции со слышащими сверстниками заложены во внеклассной деятельности школы-интерната: занятия в спортивных секциях, художественно-эстетических, технических, краеведческих кружках и клубах по интересам. Итоги клубной работы подводятся во время соревнований, турниров, выставок, концертов, фестивалей на районном, городском, областном, федеральном уровне, что позволяет формировать в обществе толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризировать идеи их социальной интеграции.
     В ОУ работает 5 кружков:  музейно-краеведческий, «Макраме», танцевальный, «Пантомима», «В  мире  прекрасного» В кружках занимается 152%  воспитанников.
     Школа-интернат ежегодно участвует в городских и областных смотрах художественного  творчества  детей-инвалидов, где юные таланты получают высокими награды.    
     Участие  в  смотрах,  конкурсах,  фестивалях  отмечается грамотами, дипломами, ценными подарками Министерства образования, Администрации  Ульяновской  области, туристическими  поездками  в  гг.  Москва,  С.-Петербург,  Волгоград, Одесса.  В  2006 году  школьный  танцевальный  ансамбль  «Хрусталики»  становится  лауреатом  районного  фестиваля  прикладного  художественного  творчества  инвалидов  «Я  радость  нахожу  в  друзьях».  В  2007 г.  танцевальная  группа  приняла  участие  в  зональном  конкурсе  концертных  программ  в  г.  Ижевске,  проводимом  Всероссийским  обществом  глухих.  Участники  ансамбля  были  награждены  дипломами первой степени.    
     В декабре  2010 г. в декаду инвалидов были  награждены сертификатами номинантов международной премии «Филантроп» Ткаченко Елена, Шамшалиева Рамиля , Шашкина Мария. Награды были торжественно вручены губернатором Ульяновской области С.И. Морозовым.
     Кстати,  работы  Шамшалиевой  Рамили на Всероссийском уровне побеж-дают не в первый раз. В 2005 году за картину «Анна  Каренина», экспонировавшуюся  в  Москве  на  выставке  «Радуга  звуков», Рамиля получила  Диплом  первой  степени.            
     В ноябре-декабре 2010 года воспитанники школы-интерната участвовали в зональном культурно-благотворительном фестивале творчества инвалидов «Во имя жизни» в городе Алатыре, где  дипломы участников получило 8 наших ребят,  а  дипломы победителей были вручены  Форат Марии - за 1 место, Тимощук Вере - за 2-е место, Юсупову Ильфату. – за 3 место.
      Гордостью  школы  является  музей  «История школы», в котором  собран  богатый  материал,  раскрывающий  историю  школы  с  самого  её  рождения  по  сегодняшний  день, где ученики являются экскурсоводами и лекторами.
      Глухие  ребята  любят  спорт,  они  поддерживают  школьный  стадион  и  спортивные  площадки  в  хорошем  состоянии.  Ежегодно  футбольная  команда  выезжает на друже-ские  встречи  в Цивильскую  школу-интернат  для  глухих  детей,  которая  делает  ответ-ные  визиты  в  нашу  школу.  В  выходные дни футболисты  и  хоккеисты  организуют  встречи  с глухими  рабочими  и учениками  массовых  школ,  проживающими  в  микрорайоне. Школьный  стадион  является  ареной  проведения  районных  зимних  олимпийских игр. Спортсмены ОУ принимают активное участие в  соревнованиях,  проводимых  факультетом  физической  культуры  и  реабилитации  УлГУ.
    Работают  спортивные  кружки  и  секции:  футбол-хоккей,  настольный теннис, бадминтон, шахматы,  плавание;  греко-римская  борьба. Занятость воспитанников в спортивных секциях –100%.
      Школа-интернат гордится своими спортивными достижениями. В 50-е годы прошлого столетия славу ей приносила чемпионка СССР среди глухих и слабослышащих по бегу на короткие дистанции Варакина Фая, в 70-е – чемпион Европы по лёгкой атлетике Чекин Вася, в 80-е –неоднократный победитель по настольному теннису  европейских и международных соревнований Шагиева Лена.      
      В последнее время хорошую репутацию  ОУ создаёт секция греко-римской борьбы. С 2005 по 2011 годы на различных Всероссийских  спортивных соревнованиях глухих и слабослышащих наши борцы заняли  9 - первых,  19- вторых, 15 –третьих мест.
     Выпускники  школы-интерната  продолжают  обучение  в  средних  специальных учебных заведениях:  Ульяновский  фармколледж,  Димитровградское  ПТУ,  Ульяновская  школа  мастеров,  Пензенский  зубопротезный  колледж,  Тульское  ПТУ,  Челябинское  ПТУ,  Санкт- Петербургский  восстановительный  центр  и  т.д.  Часть выпускников  устраивается  на  промышленные  предприятия  города  и  области.      
Стройная, продуманная система внеклассных мероприятий решает проблему подготовки воспитанников к жизни и труду, способствует личностному развитию, сохранению допустимого уровня здоровья, занятости детей и профилактики правонарушений.
Стажировочная площадка станет новым этапом в совершенствовании обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и обеспечит их  успешную социализацию.

25.11.2011г.                                              Колесов В.М.,
                                                           зам. директора по ВР
                                                   ОГКОУ школы-интерната № 87 1 вида.
                                                                 Ульяновск, 2011

Документация по защите прав ребёнка

Сделать бесплатный сайт с uCoz