|
С 2011-2012 учебного года ОГКОУ школа-интернат № 87 1 вида является стажировочной площадкой по реализации проекта "Социализация детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения I-II видов (для детей с нарушенииями слуха)"./ Распоряжение Министерства образования Ульяновской области № 3459-р от 29.09.2011 г./
|
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 87 I ВИДА"
Социализация детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
На современном этапе развития страны школы для детей с недостатками слуха подвергаются резкой критике родителями и общественностью. Ими справедливо отмечается оторванность выпускников от окружающей жизни; их неумение самостоятельно входить в контакт со слышащими; трудности адаптации глухих в обществе после окончания школы; сложности с трудоустройством. Жесточайшие условия рынка безжалостно ударили по инвалидам по слуху, одной из самых социально незащищенных категорий населения: им всё труднее найти работу. Крайне актуальна проблема сближения детей с недостатками слуха с их говорящими сверстниками. Глухие воспитанники имеют дефицит общения со слышащими, круг их контактов с окружающими очень ограничен. Это приводит к недостаткам социального и эмоционального развития неслышащих детей. Они часто уклоняются от общения со слышащими, боясь быть непонятыми; не всегда слышащие дети проявляют гуманное отношение к глухим; взрослые – сторонятся. Важнейшей задачей школы-интерната является создание для ребёнка, имеющего нарушение слуха, условий для его социальной адаптации в обществе, умение организовывать совместную деятельность со слышащими сверстниками. Помогая глухим детям адаптироваться в социальной среде, педагоги наряду с привитием навыков самостоятельности воспитывают у них инициативу в установлении контактов со слышащими. Это благотворно влияет на решение выпускниками школы-интерната как бытовых, так и производственных проблем и является одним из результатов гуманизации и социализации процесса обучения и воспитания. Система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в школе-интернате № 87 1 вида обеспечивает оптимальный уровень образования каждому ученику, готовит выпускников к жизни в быстро меняющемся современном обществе, обеспечивает самостоятельность в проявлении жизненной компетенции, т. е. овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в повседневной жизни. В школе-интернате созданы материально-технические условия для осуществления образовательного процесса (оборудованные помещения, наличие учебных площадей и компьютерной техники). Однако без профессиональной компетентности педагогов невозможны качественное образование и успешная социализация. В нашем учреждении отмечается высокий уровень квалификации педагогических и руководящих работников. Весь административный аппарат имеет высшее дефектологическое (сурдопедагогическое) образование. Образовательный процесс реализуют 36 педагогических работников, из которых с высшим образованием 71%, со среднеспециальным образованием – 29%; с дефектологическим- 47%, 1 Заслуженный учитель России, 9 отличников просвещения, по одному педагогу являются героями энциклопедий «Одарённые дети будущее России» и «Кто есть Кто в России». Есть победители региональных и Всероссийских конкурсов педагогического мастерства. Педагогический коллектив постоянно повышает свою квалификацию. Если перевернуть страницы истории, то можно отметить, что в 1987 г. на базе нашего образовательного учреждения проводились курсы учителей русского языка школ глухих с привлечением ведущих сурдопедагогов России: Никитиной, Вишневской, Назаровой, а в 1997 году мы слушали лекции Зыковой, Кузьмичёвой, Розановой, Яхниной на зональных курсах сурдопедагогов также проходивших на базе нашей школы. Как известно, за последние десятилетия в сурдопедагогике получают развитие новые идеи и технологии, которые широко внедряются в деятельность образовательного учреждения. В 1991 г. мы заключили договор с Институтом коррекционной педагогики РАО о сотрудничестве, став опорной школой в Поволжье. В 1991-1998 гг. школа принимает участие в эксперименте по сокращённым срокам обучения глухих детей на основе интенсификации учебно-воспитательного процесса. Опыт обобщён на межрегиональной научно-практической конференции на базе нашей школы-интерната в 1996 году. С 1999 года под руководством Института коррекционной педагогики Российской Академии образования (ИКП РАО) в данном образовательном учреждении апробирован и успешно реализуется интегрированный подход к обучению глухих учащихся младшего школьного возраста с сохранным интеллектом. В связи с усугублением дефекта у поступающих детей в образовательное учреждение обозначается проблема оказания квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи воспитанникам со сложной структурой дефекта. В настоящее время с одобрения руководства ИКП РАО педагогический коллектив школы-интерната занимается темой «Интегрированный подход к обучению глухих учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития». Разработка программно-методического обеспечения по обучению глухих учащихся с задержкой психического развития является логическим продолжением деятельности школы-интерната по модернизации образования. Завтра об интегрированном подходе более подробно расскажет руководитель стажировочной площадки, зам. директора школы-интерната по УВР Колесова И.В. В социализации детей с нарушениями слуха большое внимание уделяется профориентационной работе, подготавливающей воспитанников к выбору доступных видов труда, осознанию своих возможностей и профессиональному самоопределению. В профориентации учеников педагоги школы используют различные формы работы: анкетирование, беседы, экскурсии, внеклассное чтение, просмотр кинофильмов, встречи с выпускниками, встречи с представителями различных профессий, оформление уголков, альбомов, стендов, сюжетно-ролевые, деловые, дидактические игры. Для предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья конкурентно способных профессий. Ульяновская область в 2007 году выиграла проект «Внедрение новых моделей допрофессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья» Федеральной целевой программы развитие образования на 2006-2010 годы. Глухие дети получили возможность приобрести допрофессиональные знания и умения по профессиям пользователь компьютера и графического дизайна. В рамках школы-интерната дети осваивают профессии столяра и швеи. Кроме того девочки средних и старших классов посещают занятия в учебно производственном комбинате по дизайну женской одежды. Для успешной социализации в школе-интернате детям обеспечено обучение по востребованным на современном рынке труда профессиям, связанным с применением компьютерных технологий. Персональный компьютер – незаменимый и неисчерпаемый собеседник для неслышащего человека. Он не требует от пользователя устного общения, которое так трудно даётся глухому; укажет на ошибки в письменной речи, поможет в получении необходимой информации, расширит кругозор и обогатит внутренний мир пользователя. В школе организована предпрофильная подготовка по программе «Рисование на компьютере с использованием графического редактора «Art-Raqe» и графического планшета «Wacom», которая предполагает эстетическое воспитание учащихся; формирование художественного вкуса; развитие творческого воображения, мышления, памяти, внимания, сообразительности, смекалки, творчества учеников средствами графических изображений; приобретение умений и навыков, необходимых для овладения компьютерной графикой, рисунком; всемерное содействие компенсаторному психическому развитию глухих детей. Занятия во 2-ом компьютерном классе проходят по программе «Пользователь компьютером» для учащихся 1-11 классов (1 час в неделю). Дети свободно набирают текст, составляют таблицы, графики, пользуются Интернетом. Курсы предпрофильного обучения способствуют развитию познавательной активности учащихся; творческого и оперативного мышления; повышению интереса к информатике, рисованию, изобразительному искусству, а самое главное, - профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук, что очень важно для учащихся, имеющих нарушения слуха. Получив возможность решать новые задачи, ранее недоступные им, они растут с своих глазах, повышается их самооценка, что облегчает занятие соответствующего места в обществе. Большие возможности для социализации и интеграции со слышащими сверстниками заложены во внеклассной деятельности школы-интерната: занятия в спортивных секциях, художественно-эстетических, технических, краеведческих кружках и клубах по интересам. Итоги клубной работы подводятся во время соревнований, турниров, выставок, концертов, фестивалей на районном, городском, областном, федеральном уровне, что позволяет формировать в обществе толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризировать идеи их социальной интеграции. В ОУ работает 5 кружков: музейно-краеведческий, «Макраме», танцевальный, «Пантомима», «В мире прекрасного» В кружках занимается 152% воспитанников. Школа-интернат ежегодно участвует в городских и областных смотрах художественного творчества детей-инвалидов, где юные таланты получают высокими награды. Участие в смотрах, конкурсах, фестивалях отмечается грамотами, дипломами, ценными подарками Министерства образования, Администрации Ульяновской области, туристическими поездками в гг. Москва, С.-Петербург, Волгоград, Одесса. В 2006 году школьный танцевальный ансамбль «Хрусталики» становится лауреатом районного фестиваля прикладного художественного творчества инвалидов «Я радость нахожу в друзьях». В 2007 г. танцевальная группа приняла участие в зональном конкурсе концертных программ в г. Ижевске, проводимом Всероссийским обществом глухих. Участники ансамбля были награждены дипломами первой степени. В декабре 2010 г. в декаду инвалидов были награждены сертификатами номинантов международной премии «Филантроп» Ткаченко Елена, Шамшалиева Рамиля , Шашкина Мария. Награды были торжественно вручены губернатором Ульяновской области С.И. Морозовым. Кстати, работы Шамшалиевой Рамили на Всероссийском уровне побеж-дают не в первый раз. В 2005 году за картину «Анна Каренина», экспонировавшуюся в Москве на выставке «Радуга звуков», Рамиля получила Диплом первой степени. В ноябре-декабре 2010 года воспитанники школы-интерната участвовали в зональном культурно-благотворительном фестивале творчества инвалидов «Во имя жизни» в городе Алатыре, где дипломы участников получило 8 наших ребят, а дипломы победителей были вручены Форат Марии - за 1 место, Тимощук Вере - за 2-е место, Юсупову Ильфату. – за 3 место. Гордостью школы является музей «История школы», в котором собран богатый материал, раскрывающий историю школы с самого её рождения по сегодняшний день, где ученики являются экскурсоводами и лекторами. Глухие ребята любят спорт, они поддерживают школьный стадион и спортивные площадки в хорошем состоянии. Ежегодно футбольная команда выезжает на друже-ские встречи в Цивильскую школу-интернат для глухих детей, которая делает ответ-ные визиты в нашу школу. В выходные дни футболисты и хоккеисты организуют встречи с глухими рабочими и учениками массовых школ, проживающими в микрорайоне. Школьный стадион является ареной проведения районных зимних олимпийских игр. Спортсмены ОУ принимают активное участие в соревнованиях, проводимых факультетом физической культуры и реабилитации УлГУ. Работают спортивные кружки и секции: футбол-хоккей, настольный теннис, бадминтон, шахматы, плавание; греко-римская борьба. Занятость воспитанников в спортивных секциях –100%. Школа-интернат гордится своими спортивными достижениями. В 50-е годы прошлого столетия славу ей приносила чемпионка СССР среди глухих и слабослышащих по бегу на короткие дистанции Варакина Фая, в 70-е – чемпион Европы по лёгкой атлетике Чекин Вася, в 80-е –неоднократный победитель по настольному теннису европейских и международных соревнований Шагиева Лена. В последнее время хорошую репутацию ОУ создаёт секция греко-римской борьбы. С 2005 по 2011 годы на различных Всероссийских спортивных соревнованиях глухих и слабослышащих наши борцы заняли 9 - первых, 19- вторых, 15 –третьих мест. Выпускники школы-интерната продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях: Ульяновский фармколледж, Димитровградское ПТУ, Ульяновская школа мастеров, Пензенский зубопротезный колледж, Тульское ПТУ, Челябинское ПТУ, Санкт- Петербургский восстановительный центр и т.д. Часть выпускников устраивается на промышленные предприятия города и области. Стройная, продуманная система внеклассных мероприятий решает проблему подготовки воспитанников к жизни и труду, способствует личностному развитию, сохранению допустимого уровня здоровья, занятости детей и профилактики правонарушений. Стажировочная площадка станет новым этапом в совершенствовании обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и обеспечит их успешную социализацию.
25.11.2011г. Колесов В.М., зам. директора по ВР ОГКОУ школы-интерната № 87 1 вида. Ульяновск, 2011
Документация по защите прав ребёнка
|