С 2011-2012 учебного года ОГКОУ школа-интернат № 87 1 вида является стажировочной площадкой по реализации проекта "Социализация детей с нарушениями слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения I-II видов (для детей с нарушенииями слуха)"./ Распоряжение Министерства образования Ульяновской области № 3459-р от 29.09.2011 г./

Ученики школы глухонемых

на экскурсии в Москве. 1939 г.

Здаие в котором размещалась

школа глухонемых до 1964 г.

На школьной даче. 1961 г.

 В этом здании школа-интернат

располагается с 1964 г.

Заседание партбюро, на котором

решался вопрос об организации

школьного музея. 1979 г.

Первая экскурсия

в школьном музее. 1980г.

Занятие в дошкольной группе. 1965 г.

В дошкольной группе. 1965 г.

Работники школы. 1990 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 87  I ВИДА"

История школы

В двадцатые годы во всех крупных городах нашей страны стали создаваться специальные школы для глухонемых. Их цель- превратить глухого из инвалида в полезного человека и нужного работника.

 Общественность Ульяновска ставила вопрос о создании школы для глухих детей. Об этом мы узнаем из заметок в газете «Пролетарский путь» за 1926-1927 годы. И вот, в сентябре1926 года педагог-энтузиаст Иван Акимович Тихонов организовал на общественных началах в городе Ульяновске школу для глухонемых.

Иван Акимович Тихонов родился в 1894 году в крестьянской семье. Закончив Бестужевские курсы учителей, он работал народным учителем в селе Бестужевка, а потом более 15 лет - в селе Чертановка. Здесь его застала Октябрьская революция, активным участником которой он стал. Он один из первых с лозунгами – «Долой царя!», «Да здравствует коммуна!» вывел учеников школы на площадь на митинг. Была отобрана земля у помещика.

Местное кулачество затаило злобу. В одну из ночей кулаки схватили Тихонова и увезли на Волгу топить в проруби.

Но это злодейство не свершилось. Революционный отряд красноармейцев, посланный из Ульяновска, освободил Тихонова.

Из Чертановки Тихонов переезжает в Симбирск, где организует школу глухонемых.

Пятого июля 1926 года в газете  «Пролетарский путь»  сообщалось: «В августе в Ульяновске организуется школа для ликвидации неграмотности среди глухонемых переростков (старше одиннадцати лет) и взрослых. Заявления от желающих учиться принимаются в губполитсовете».

После этого сообщения стали поступать заявления, которых поступило в губполитсовет более пятидесяти. Однако, организуемая школа не могла принять такое количество людей. Было принято только 18 человек, которые стали обучаться в одном классе. Ведь тогда не было у школы своего помещения, не было и преподавателей. Занятия вел один Иван Акимович Тихонов в кабинете математики в третьей советской второй ступени (сейчас здесь пединститут). Занятия проводились в вечернее время. Это осложняло обучение глухих. В газете «пролетарский путь» за 5 октября 1926 года была помещена статья «Не говорят, но будут говорить». В ней рассказывалоь о том, как Тихонов учит глухих. Когда корреспондент пришел в класс,Иван Акимович учил девочку произносить звук «Н». было уже темно. Тусклая электрическая лампочка слабо освещала класс и Тихонов сказал, что обучение придется отложить до следующего дня, потому что при этом свете  не видно положение языка. Не было в классе зеркала, наглядных пособий, плакатов, учебников. Многие ребята приходили в школу издалека. Так, например, в той же заметке говорится, что «один из учащихся –двадцатилетний парень –ежедневно ходит в школу из села Винновка».

Статья заканчивается словами «учебным и просветительным организациям нужно уделить этому начинанию большое внимание. Школа нуждается во многом и, в первую очередь, в дневном помещении и необходимых пособиях.»

Весной 1927 года Тихонов едет в Москву, чтобы чтобы изучить методику работы с глухими и познакомиться  с литературой о глухих. По возвращении из Москвы он ставит вопрос перед Губернским отделом народного образования о выделении для школы дневного постоянного помещения, об оборудовании классных комнат. При этом он указывает, что в каждом классе должно быть зеркало и умывальник.  Тихонов требует,  чтобы для учащихся было выделено помещение для интерната на 20 человек и чтобы были оборудованы мастеркие- слесарная и швейная.  Он просит отпустить на организацию и содержание школы 15908 рублей.

29 сентября 1927 года общественность Ульяновска прочитала в газете «Пролетарский путь» заметку, в которой сообщалось о включении содержания Ульяновской школы глухонемых на госбюджет.

Школа получила помещение в Доме Забориных- сейчас политехнический институт. На первом этаже этого здания в 1927-1928 учебном году размещалиь классы. Спальные комнаты, столовая, слесарная и сапожные мастерские.

С первого дня своего образования Ульяновская школа глухонемых находится в системе Народного Комиссариата Просвещения(с 1946 г. Министерства Просвещения РСФСР) и до 1941 г. в ведении Самарско- Куйбышевского краевого(с 1937 г.областного) отдела народного образования.

В  сентябре 1928 г. школа начала свою работу в здании на улице Советской, где сейчас находится культпросветучилище. Здесь она находилась до 1932 г., а затем, до 1941 г. занимала здание Дома Языковых. Время тридцатых годов было трудное: не хватало тетрадей, почти не было учебников для школ глухих. Воспитатель Усольцев Сергей Федорович проводит занятие самоподготовки. Перед ребятами рукописные учебники- один на двоих. После уроков ребята много работали: носили воду. Топили печки, мыли полы, работали на пришкольном участке, заготавливали дрова, ухаживали за домашними животными. Ведь скот для мяса ребята выращивали сами. Они косили для животных траву, возили на лошади, сушили сено.

Но ребята не только учились и работали. Они интересно отдыхали. Ездили на экскурсию в г. Москву. В доме. Где жила семья Ульяновых с 1871-1875г. в 1930-х -40-х годах помещался дошкольный детский дом № 13 для глухих детей, который пополнял своими воспитанниками контингент учащихся школы глухонемых. С малышами занимались ритмикой, водили их на прогулки, готовили с ними художественную самодеятельность. Воспитатели заботились, чтобы в спальнях у малышей было тепло и уютно

В 1941 г.в связи с войной, Ульяновская школа- интернат для глухонемых детей была закрыта, а в 1944г.,18 августа, снова открыта и стала именоваться Ульяновской областной школой- интернатом для глухонемых детей, так как в 1943 году была образована Ульяновская область с центром в г. Ульяновске.   Таким образом. Наша школа получила свое второе рождение вместе  рождением нашей области.

В здании на улице Ульяновых помещалась школа глухих с 1943 по 1964 год. Жизнь ребят была интересной и разнообразной. Летом они отдыхали и работали на даче. День начинался с утренней зарядки и утреннего туалета. После завтрака дети убирали территорию дачи. Поливали цветы, работали .на пришкольном участке. После обеда- тихий час, а затем прогулки. Вечером- игры, разнообразные мероприятия отдыха. Зимой ребята занимались в различных кружках. Башарова Мария- первая ученица закончила школу с Похвальной грамотой. Башарова- Аникина работала на моторном заводе, она была передовиком производства. В кружке «Умелые руки» ученики вышивали, выжигали, делали прорези из бумаги. Руководила кружком Травина Ольга Алексеевна- мастер своего дела.

 Большая работа проводилась в школе по  физическому вопитанию. На разных соревнованиях ребята занимали призовые мета. Так, например, на Всероссийском слёте глухих детей в 1959 году, проходившем в Ульяновске, Афанасьева Клава в лёгко - атлетической эстафете заняла второе место. А Варакина Фая была чемпионом СССР  по толканию ядра. Успешно она выступала и на чемпионате мира среди глухих в США. !964-1965 учебный год учашиеся  школы- интерната начали в новом здании. Об этом сообщил своим читателям журнал «Жизнь глухих». Вот как выглядела наша школа в 1964  году. Вокруг нет ни одного деревца. А посмотрите на нашу школу сейчас. Она утопает в зелени.

                                       В тени деревьев- яблонь, вишен,

                                      Под пологом шатровой крыши,

                                      В начале улицы Хрустальной

                                     Дом расположен трёхэтажный.

                                     Здесь учатся, живут детишки-

                                     Глухие девочки, мальчишки,

                                    Их опытные педагоги

                                    Готовят к жизненной дороге.

                                    Их учат слышать, ставят звуки,

                                    Тут места нет безделью, скуке,

                                     Здесь педагогов мастерство

                                     Свершает чудо, волшебство.

                                     Ох ,как же тяжек этот труд

                                     Когда не слышишь слово, звук.

                                     Когда глазёнками моргаешь

                                     И ничего не понимаешь.

                                     Двенадцать лет из года в год

                                     Работает с ребенком сурдопедагог.

                                     Ставит дыхание, голос, звуки,

                                     Нужны в этом деле умелые руки.

                                     Из звуков- слоги, затем слова.

                                     Им автоматизация нужна.

                                     Слова и фразы,

                                     Предложения , тексты

                                     В школе глухих на первом месте.

                                     Учим ребенка слушать звук,

                                     Развиваем ему остаточный  слух,

                                     А вечером опытный воспитатель-

                                     Дела учителя продолжатель .

  К нам приходят дети совсем маленькие- крошки 3-4-х летнего возраста, отрываются от своих любимых мам и бабушек, которые привозят их в школу и оставляют на наше попечение с круглосуточным пребыванием.

Все мы, матери и отцы, можем понять, легко ли расстаются дети с родителями.

1 сентября дети старших  и средних классов встречаются друг с другом, с учителями, воспитателями- с улыбками, цветами, обнимаются, целуются, радуются.

А наши дошколята со слезами на глазах, с ревом расстаются с милыми и дорогими  для них близкими.

Глухие дети, не умеющие разговаривать, попадают в руки опытных сурдопедагогов- дефектологов  Шварцапель О.А., Акатьевой З.В., Соколовой Н.И., воспитателей Кулагиной М.К.,  Жвайкиной Г.Ф.,  Михеевой В.А.

Наша задача - развивать остаточный слух  глухого ребенка,  научить его писать,  читать и говорить. Для этого нужна постоянная тренировка. Основной метод работы в дошкольной группе, начальном, среднем и, даже, в старшем звене- это игровая форма работы, где легче и доступнее всего запоминаются незнакомые слова, усваиваются новые понятия, появляется желание прочитать-  то, от чего зависит приобретение знаний.

Речевые игры развивают речь, сообразительность. Находчивость, вырабатывают быстроту  реакций, заставляют вспомнить пройденное,  познавать новое, пополнять словарь, упражняться в чтении с губ, овладевать грамматическими формами.

Особое место в работе с глухими  детьми мы уделяем трудовому обучению  и воспитанию средствами  изобразительного искусства и танца.

Стало доброй традицией в нашей школе- интернате и в районе проводить конкурсы рисунков,  выставки, ярмарки- распродажи, изготовление детьми поделок.

Работы учащихся на районных выставках признаются одними из лучших и удостаиваются призов. В прошлом году  было изготовлено и реализовано товаров на 3,5 тыс. руб.(варежки, носки, детские стульчики, вешалки,  расписные разделочные доски. и т.д.). Вся эта работа идет под руководством наших опытных наставников: Карповой С.Ю.- учителя рисования и черчения, Ломакиной А.А., Симонова А.И.- учителей трудового обучения, Степановой А.В., Яснева В.В., Захаровой Д.С., Гордеевой Л.А.- воспитателей.

С 1 сентября1991-92 учебного года в 1 классе начался эксперимент по переводу на сокращённый  10-летний срок обучения вместо12 лет.   Учителя 3-х-10-х классов переработали учебные программы в связи с переходом на сокращенный срок обучения.

        Что нам удалось осуществить?

1.Начать эксперимент  по сокращенному сроку обучения.

2.Показать работу учителей – дефектологов и воспитателей дошкольной группы.

3.Посмотреть творческие лаборатории воспитателей на конкурсе   «Воспитатель года».

4.Перейти на 5-дневную рабочую неделю, работая по модульному расписанию.

5.Открыть компьютерный класс.

6.Принять участие в обл.смотре художественной самодеятельности «Смотри на меня как на равного»

7 .Организовать оздоровительные занятия в плавательном бассейне «Автомобилист»- 2 раза в неделю.

8. Привлечь общественные организации, промышленные предприятия, шефов к подготовке школы- интерната к новому учебному году.

9.Постоянно уделять внимание вопросам:

-улучшение санитарной гигиены и физического воспитания учащихся,

-спортивно- массовой работы,

-организации питания,

-обеспечение одеждой,  обувью.

     С 10 по 15 июня 1970 года, в год столетнего юбилея со дня рождения В. И. Ленина, в городе Ульяновске, на базе школы глухих, проходил третий Всесоюзный слёт глухих школьников. На слёте были представлены все союзные и автономные республики, края и области СССР. Программа слёта была очень интересной и содержательной. В слёте участвовало более 400 школьников. Первый день слёта открылся торжественным шествием всех делегатов на площадь Ленина, где состоялся митинг и возложение цветов к памятнику  Ленина. После митинга посетили Ленинский Мемориальный комплекс, а затем состоялась экскурсия по  ленинским местам города. На второй день проводилась викторина  по биографии Ленина. Наши ребята в ней не участвовали, так как все знали, что лучше их никто не знает жизнь вождя. Первое место в викторине заняли делегаты Москвы, а второе – Ленинграда.

     Вечером во Дворце пионеров состоялся смотр художественной самодеятельности, где  первое место заняла наша школа. На третий день проходил конкурс стихов о Ленине. Наши чтецы также были лучшими. Затем все делегаты слёта  отбыли в Казань, где были на экскурсии весь четвёртый день. Заключительный день был посвящен закрытию слёта. Делегации оставили нашей  школе много различных подарков , среди которых были сочинения о Ленине, альбомы, национальные костюмы, картины, эмблемы, вышивки и другие поделки.

     Наши учащиеся любят спорт и на всех соревнованиях показывают хорошие результаты. Так, например,  в нашем городе 12-15 июня 1975 года проходил финал Всероссийской спартакиады учащихся школ глухих и слабослышащих детей по легкой атлетике. Ребята нашей школы выступали во второй группе и заняли общее второе место. В беге на 1500м Егоров Витя занял второе место, Инжеваткин Олег на этой же дистанции-четвёртое место,  а Петров Валера в беге на 800м и 400м занял первое место. Будников Олег, выпускник нашей школы, Харитонов Алёша стали чемпионами Всесоюзных , Российских чемпионатов по хоккею с мячом и футболу.

Филюшкин Сергей был вторым призёром  в первенстве России по футболу. Пондяков Сергей, Майсурадзе Тимур, Семенов Дима были призерами чемпионата СССР и РСФСР по классической борьбе в г. Ульяновске, г.Тамбове .Французова Оксана на чемпионате России  по легкой атлетике заняла четвертое место. Кораблин  Виталий-второй призёр по хоккею с мячом на первенстве России. По договоренности со школой  г.Цивильска проходят традиционные  матчевые встречи по футболу.

     1987 год- это особая страница в истории школы- интерната .В этом году на базе нашей школы прошли Всероссийские куры учителей русского языка и литературы, организованные Ленинградским педагогическим институтом имени А.И. Герцена и Ульяновским  ИУУ.

Весь коллектив школы глубоко понимал ту ответственность, которая легла на всех сотрудников. Много сил, труда, любви и заботы вложили они, чтобы школа стала лучше, чище, уютнее.

Слушатели курсов посетили 14 уроков русского языка, литературы, индивидуальных занятий по РСВ и ФП (развитию слухового восприятия и формированию произношения), посмотрели литературный праздник о Есенине, присутствовали на большом праздничном концерте в честь 60-летия школы, посмотрели литературную композицию «Ни с чем не сравнимая прелесть»

Много теплых и благодарных и тёплых слов услышал коллектив школы за хорошую подготовку и проведение курсов. А учителям объявлена благодарность Главным управлением народного образования  занесением в трудовую книжку.

В 2012 году ОГОУ СКОШИ № 87 I вида исполнилось 85 лет. В настоящее время в образовательном учреждении обучается 59 учащихся, из которых 34 ребёнка имеет сложную структуру дефекта, 1 - сирота, 3 – опекаемых. Количество семей –58, из них полных 48, неполных – 10, многодетных – 4, глухих родителей – 18 человека. Неблагополучных семей нет. Все дети по месту жительства получают пенсию как инвалиды детства по слуху.

С подготовительного по 7 классы учебный процесс осуществляется по специальным общеобразовательным программам для образовательных учреждений I вида, на 2-й ступени – по общеобразовательным программам.

В учреждении работают 26 учителей и 10 воспитателей. С высшим образованием - 75%, со средне - специальным - 25%, с базовым дефектологическим – 33%.

ОГОУ СКОШИ № 87 I вида функционирует в инновационном режиме уже несколько лет, реализовывая программы экспериментов по темам: обучение по сокращенным срокам обучения глухих детей на основе интенсификации учебно-воспитательного процесса (1991-1998 годах - экспериментальная площадка Института коррекционной педагогики г.Москвы) и  «Интегрированный подход к обучению глухих учащихся младшего школьного возраста» (с 1999 года – экспериментальная площадка Института коррекционной педагогики г.Москвы), применяя компетентностный и личностно-ориентированный подходы (отношение к ребенку как личности с учетом его желаний, потребностей, эмоционального состояния) в учебно-воспитательном процессе и информационно-коммуникационные технологии, используя новые модели предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха (компьютерное рисование в программе FRT RAT).

В 2000 году школа-интернат активный участник ПИЭР по теме «Интегрированный подход к обучению глухих учащихся младшего школьного возраста». Опыт распространен в 40 образовательных учреждениях области и России. Материалы исследования были отправлены в ИКП РАО и приняли участие во Всероссийском конкурсе методических разработок «Учитель-Учителю», заняв I место в номинации «Урок Просвещения».

В ОГОУ СКОШИ № 87 I вида – 2 компьютерных класса, в которых организована предпрофильная подготовка школьников по программе «Рисование на компьютере» и по программе «Пользователь компьютером».

Применение передовых педагогических технологий позволяет улучшить качество образования. За последние 3 года качество знаний обучающихся увеличилось с 28% до 37%, а степень обученности – с 65% до 70%.

С целью обеспечения занятости детей и повышения их социальной активности организована работа 7 секций и кружков, в которых занимаются все воспитанники. Воспитанники секции по греко-римской борьбе активно участвуют на различных Всероссийских соревнованиях. С 2005 по 2012 годы глухие и слабослышащие борцы заняли 11 - первых, 22- вторых, 18 –третьих мест.

От общего количества выпускников 30% детей продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях, 50% - в начальных профессиональных училищах, около 20% устраивается на промышленные предприятия города и области.

Достигнутый уровень развития ОГОУ СКОШИ № 87 I вида, зрелость педагогического коллектива, наличие опыта разработки и реализации инновационных проектов позволили в 2011 году стать победителями ФЦПРО развития образования на 2011-2015 годы по направлению создание моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стажировочная площадка стала новым этапом в совершенствовании обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и обеспечении их успешной социализации.

В 2011 году стажировочная площадка была профинансирована на 9,6 млн. руб, в 2012 - на 3,1695 млн. руб., на которые приобретены современные слухоречевые тренажёры коллективного и индивидуального пользования, лингво-дидактический комплекс для проведения коррекционной работы по развитию психических функций детей, используя современные дидактические пособия.

На проведение капитального ремонта пищеблока и вестибюля, замену деревянных окон на окна ПВХ, на приобретение современного  английского  звукоусиливающего оборудования коллективного и индивидуального пользования в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2012 году были выделены денежные средства в размере 4158,6 тыс. рублей.

На сегодняшний день оборудовано новейшей звукоусиливающей аппаратурой французского и английского производства 10 классов и кабинетов. Она позволяет глухим детям качественно воспринимать обращённую речь, осмыслить и понять каждое сказанное слово, слышать себя, развивать свою речь и общаться с другими людьми с большим пониманием и уверенностью, позволяет ребёнку регулировать свой голос и слушать собеседников. Таких возможностей отечественное оборудование не имело. С помощью новой аппаратуры учитель формирует у ребёнка слуховой и вибротактильный эталоны слова, что способствует более качественному восприятию обращённой речи и формированию произносительных навыков, а значит и более успешной социализации детей.

Использование новой звкоусиливающей аппаратуры значительно повысился интерес у детей и желание работать с этим оборудованием, так как им стало приятно и комфортно воспринимать чистое звучание речи.

В классах с новой звукоусиливающей аппаратурой, у обучающихся наметились тенденции в ускорении темпов набора активного словаря, в сокращении сроков формирования произносительной стороны речи и овладении грамматическим строем языка, активизации потребности глухого ребёнка в речевом общении. Качество знаний учащихся по сравнению с прошлым учебным годом повысилось на 6%, степень обученности – на 10%, показатели уровня развития слухового восприятия - на 5,5%, внятность произношения – на 1,3%. Всё это улучшает показатели социально-психологической адаптации неслышащих детей.

Стажировочная площадка тесно сотрудничает с базовыми учреждениями: ОГБОУ ДПО УИПК ПРО, ОГОУ СКОШИ II вида, ОГОУ СКОШИ III-IV вида, ОГОУ СКО VI вида №1, ОГБОУ ОЦДК «Развитие», МОУ ПМПС центр «Росток»; с общественными организациями (Институт коррекционной педагогики РАО (г.Москва), Ульяновское региональное отделение Всероссийского общества глухих), учреждениями культуры (ГУК Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова»), дополнительного и профессионального образования (МОУ ДОД ЦДТ №2, ДЮСШ №4, МОУ ДОД ЦДТ №6, МОУ ЦДОД №7, Димитровградское ПТУ для инвалидов). На уровне Министерства образования области заключены договора с ФГБУВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», с Научно-образовательным центром «Социальная защита детей и молодёжи МГГУ им. М.А. Шолохова.

В рамках работы стажировочной площадки успешно решаются задачи по трансляции моделей передового педагогического опыта и социализации детей с нарушениями слуха. На базе стажировочной площадки постоянно проводятся мероприятия по повышению профессиональной компетенции педагогов, работающих с неслышащими и слабослышащими детьми. За время функционирования стажировочной площадки на состоявшихся научно-практических, обучающих, проблемных семинарах, тренингах, конференциях, курсах повышения квалификации обучилось и прошло стажировку более 830 человек.

С целью повышения квалификации и обмена опытом работы по успешной социализации детей с недостатками слуха в городах Москва, С.-Петербург, Сочи, Кисловодск, Чебоксары, Тамбов, Йошкар-Ола, Париж, МИД Израиля обучилось 50 тьюторов.

Обучающиеся школы-интерната в 2012 году стали:

- лауреатами XI областного фестиваля детского художественного творчества учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ: школ-интернатов и детских домов;

-          победителями Межрегионального культурно-благотворительного фестиваля «Во имя жизни» (г. Алатырь, сентябрь 2012);

-          дипломантами IV Международного фестиваля творчества инвалидов «Жизнь безграничных возможностей» (г. Москва, август 2012)

С целью привлечения внимания общественности к проблемам обучения детей с ОВЗ создан сайт школы.

Основная цель учреждения - создать современную инфраструктуру в образовательном учреждении для детей с потерей слуха, которая позволит быть каждому ребёнку успешным в жизни.

Сделать бесплатный сайт с uCoz